Элли (elly_estel) wrote,
Элли
elly_estel

Литературное - 2

Начало: http://elly-estel.livejournal.com/8618.html

Теперь отойдём от обсуждения самих произведений к их героям. Вообще, детская литература делится на две части. Это книги "про детей" и книги "для детей". Если первое это по-большей части узкоспециализированная литература касающаяся детской психологии и воспитания (ну или устройства ребёнка, как например книги по педиатрии и детской хирургии) направленная на конкретную область знаний и конкретных людей, то второе направлено на детей en mass. То есть не для какой-то конкретной аудитории, а для детей вообще. При этом, мы понимаем, что двух одинаковых детей не бывает. Даже если это близнецы. У детей есть разная социальная среда, разный семейный статус и так далее.
Сама по себе, литература для детей, бывает опять таки разных видов. Есть обучающая, в виде учебников, есть развивающая, есть и просто художественная литература. Но в отличии от литературы для взрослых, детская несёт в себе воспитательную основу. Не в силу того, что она так написана, а из-за того, что в определённом возрасте, дети начинают копировать т.н. массовое поведение. В том числе и подчёрпнутое из книг. И критическое мышление, даже если оно уже есть и достаточно развито - не сработает. Ибо упрётся в детский постулат о том, что в книгах (учебниках) всё всегда правильно и они не врут. Именно поэтому, в советское время, детская литература проходила через такие жёсткие рамки цензуры. В детской книге не было места "Историям про какашку" и прочим веяниям западной псевдокультуры. Ребёнок не в состоянии до конца проанализировать прочитанное. Иногда, изложенные в книге линии поведения просто копируются. И точно так же дети оценивают жизнь героев книг. Без оглядки. Принимая за норму.

Собственно это всё о том же. Все герои Крапивина - не просто имеют проблемы в семье. Они как правило ещё и имеют чётко прорисованные психологические проблемы. Причём герои книг их не просто преодолевают, а с каким-то невиданным мазохизмом пестуют и лелеют.
Вот скажите мне. Нахуа нормальному ребёнку читать о том, где у кого и насколько неполная семья? Ведь читая, ребёнок начинает думать, что папаша бросивший семью - это норма. Ведь это в книжке написано. И всё семейное воспитание, которое до этого говорило ему, что подобный поступок - предательство - летит к чертям. Попробуй докажи что "Сказка ложь".
Ведь в этих книгах, все герои-дети не просто идеализированы. Как обладатель собственного, уже совершеннолетнего ребёнка и кучи (немаленькой) племянников возрастом от 0 до 25, могу абсолютно точно, как опытный детовод сказать: Таких детей не бывает. Не бывает в принципе. А то что написано в этих книгах, какая-то стрёмная попытка синтеза учебника по детской психологии с собственными тараканами автора. Дети так не думают. Они так не говорят. Они так не делают. По одной простой причине - если ты описываешь некий анамнез - потрудись почитать. Если ребёнок говорит и чувствует что альфа равна одному, то и поступать он будет так, чтобы альфа была равна одному. И никак иначе. Защитные свойства психики ещё никто не отменял. И хотя в некоторых случаях видно, что какие-то эпизоды писались с реальных людей и случаев, похоже что автор так и не смог в них разобраться.

Ибо. Из того немногого что было прочитано, был выведен идеальный ГГ данного автора.
- мальчик
- 10-12 лет
- имеющий психологические проблемы
- неполная семья
- стремление к доверительному общению со взрослыми (не родителями)
- идеализация понятия тайны
- предательство это на самом деле не предательство, а осознанный шаг во спасение чего-либо
- минимизация ценности жизни ГГ

Причём первые 6 пунктов это просто мечта для некоторых лиц с весьма нетрадиционной ориентацией.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments